В город Дубну мы ездили не раз на прогулку выходного дня. Первый раз для того чтобы город посмотреть, пешие туристические походы по городу. Потом несколько раз на Волгу отдыхать, так сказать водный туризм, бывало, и с ночевкой в палатках или в гостиничных номерах.
Оглавление
Экскурсия
В этот раз мы решили взять экскурсию по Дубне. И понимаете! Мы узнали о городе столько много, гораздо больше, чем за все поездки вместе взятые.
Нас провезли по городу, экскурсовод нам подробно рассказывал о старых постройках и о современных зданиях, о музеях. Потом у нас была экскурсия на теплоходе. Здесь мы видели: дамбу, достопримечательность города, шлюзы, начало канала, и очень огромной величины памятник Ленину. Памятник В.И Ленина высота самой фигуры 15 м. высота постамента 10 м. а под этим памятником фундамент 11,5 м.
Одобрительный взгляд Ильича направлен на первый шлюз канала имени Москвы, как будто встречал он теплоходы, идущие с низовья Волги.
Напротив памятника Ленину, на другом берегу, когда-то стоял памятник И.В. Сталину такой же величины. Его можно увидеть в советской киноленте «Волга, Волга».
История
Много что можно рассказать о городе, но мы начнем с истории.
Город Дубна относительно молодой, статус города он получил в 1956 году. Но история говорит об обратном
Первобытная жизнь города Дубна
История города Дубна. Научный центр появился в1956 году.
Если покопаться в истории, то в письменных источниках город Дубна, как город крепость появляется в новгородской летописи в 1134 году. Год основания Москвы 1147 год. На берегу Волги стоял город Дубна, на границе трёх княжеств: Суздальское княжество, Ростовское княжество и Тверское княжество и часто эти князья между собой враждовали, воевали. Часто воевали отец с сыном, два брата, дядька с племянником. Но они никогда не уничтожали населённые пункты, потому что любой город это богатство князя. Если горели, то горели от случая, все деревянные постройки. Город Дубна горел трижды, её восстанавливали, потому что ни когда не убивали населения, они его не когда не угоняли. Эти люди оставаясь, восстанавливали города и продолжали жить. В старину считалось, если в населённом пункте была церковь, то это село. Если в село было обнесено забором – крепостью и там была администрация, то это считалось городом. В этом городе была таможня, значит и администрация. Отсюда следует город Дубна в те времена Существовал.
Гибель города
Но погиб этот город по вине монголов кочевников, которые вообще городов не признавали, и, зная, что они в этот город больше никогда не придут, они эти города уничтожали, сжигали дотла. С собой забирали молодых женщин, эти женщины рожали им детей, новых воинов, уводили подростков, из которых воспитывали воинов. Также они уводили мастеровых людей.
Вторая жизнь города
Кто оставался там в этом разрушенном городе, среди пепелище? Старики и малыши. Эти люди не могли восстановить какой-нибудь город, у них на это просто сил не хватало. Чаще всего они уходили в другие населённые пункты, а эти города погибали. И появлялись населённые пункты с названием Городище. С тех пор этот населённый пункт оставался селом до 1956г. После чего был принят статус города.
ПётрI
Пётр I как строитель кораблей, основал 20 верфей одна из этих верфей была расположена в посёлке Юкино, в настоящее время это район города Дубны. На этом заводе в то время работало 10 000 человек, на самой верфи работало 4 000 человек- это 2 000 плотников, 1 000 краснодеревщиков и 1 000 кузнецов. Остальные работали в лесах, валили деревья и заготавливали древесину на строительство кораблей. В данный момент от верфи ничего не осталось.
Водный туристический поход ПетраI
Здесь проходил по рекам и сам Пётр на своих деревянных ладьях: по рекам Волге, Сестре, Дубне, Яхроме. Он был здесь в 1699г. И в 1700г. Он искал путь в то время из Москвы в Балтию. Дорог не было, главной дорогой были реки. Речная перевозка была дорогая. Реки у нас в России капризные, несут свои воды то на север, то резко поворачивает и несут свои воды на юг. Приходилось корабли перетаскивать по суше до следующего водного источника. Всё это делает товар дороже.
Отец Петра Алексей Михайлович дал своему сыну задание, чтоб он проложил вот эту дорогу. Результат Петра был следующим. В 1703 году по указу Петра I начинаются землекопные работы в районе Вышнего Волочка и каналы появились.
Церковь самая ранняя из построенных Радминская в1825 году
Канал
Идея создания водного пути между реками Волга и Москва возникла еще в начале 18 века. Пётр I обратился к итальянским инженерам, которые работали над созданием канала в Вышнем Волочке и попросил их создать смету. Очень бы он хотел видеть канал, который мог бы соединить Волгу и Москву реку. Итальянцы расстарались, когда они принесли Петру смету, тот чуть дар речи не потерял. Сказал одно слово: «Однако». И этот проект попал в долгий ящик. Было предложено построить 128 шлюзов. В данное время от Москвы до Волги всего 9 шлюзов, 5 шлюзов на подъём на Клинско — Дмитровскую гряду и 4 шлюза на спуск в Москву реку. К этому проекту вернулись уже в 19 веке при Николае I. И начали строить
В 1825 году строили 25 лет закончили строительство, а через 10 лет эти каналы зарыли. В
1850 году сдали каналы.
1851 году запустили железную дорогу Санкт — Петербург Москва. Зачем каналы, когда есть железная дорога, где перевозка намного дешевле, чем по каналам.
В 1861 зарыли весь канал.
Засуха
В начале 20 века в Москве грозит засуха. Москву называли грязнулей, потому что чистота города определялась по количеству воды, которая приходилась на душу населения. В Париже на 1 человека приходилось 20 вёдер. В Чикаго на душу населения приходилось 40 вёдер воды. А в Москве всего на одного человека приходилось 4,5 ведра. Москва река в то время была очень мелкая, всего по колено.
В начале 20 века в Москве проживало 1,5 миллиона человек, а в тридцатые годы в Москве уже живет три миллиона человек, а канала так и нету, воды так в Москве нету. И вот в 1931 году был создан специально экстренный пленум, на котором рассматривался вопрос обеспечение питьевой водой населения нашей столицы. Столицы грозит засуха.
Пленум
В1931 году на пленуме даётся ценное указание составить проекты. Было предложено три проекта, но был утверждён вот этот Дмитровский проект. Потому, что на протяжении канала земля глинистая водоустойчивая, Юрские глины не пропускают воду в почву. Строительство велось очень быстро.
В 1932 году пришла экспедиция проложила русло канала, а
в 1933 году сюда прибыли строительные отряды.
В 1937 году все объекты по строительству канала были сданы.
Каскад
Каскад верхних Волжских водохранилищ. В Конаково и выше по Волге Верхневолжское водохранилище. В Дубне Иваньковское водохранилище, деревня здесь находилась Иваньково, позже стали называть Московское море. Ниже по Волге Углическое водохранилище. Дальше Рыбинское водохранилище. Всё это единый каскад верхнее Волжских водохранилищ.
Иваньковское водохранилище – длинна 112 км. Ширина до 4 км. Средняя глубина 2 м. есть и 5-7 м. около платины 19 м. Когда паводки оно больше, паводки сошли оно мельче.
В 1956 году образовался город,
в 1956 году границы были открыты. Сюда приехали иностранные специалисты
Создали крупный центр международного класса – институт ядерных исследований. Так город Дубна получил вторую жизнь в статусе города и вновь стал пограничным. Он подружил множество стран, собирая у себя разных научных специалистов с разных уголков мира, которые занимаются радиоэлектроникой, автоматикой и ядерной физикой.
Дубну так и называют « Наукоград».