Так — как мы никогда не сидим дома, нас всегда тянет в туристические походы, чтобы больше узнать о местности, где совершаем свои прогулки выходного дня, и изучить исторические данные об этой местности.
Оглавление
Составить туристический маршрут района
Мы каждый раз составляем туристический маршрут. Так же пешие туристические маршруты на канал имени Москвы, который протянулся от русла Волги до Москвы реки. Это грандиозное сооружение XX в. За один день не обойдёшь. Нам понадобилось несколько прогулок выходного дня, поэтому мы все эти туристические экскурсии объединим в одну.
Чья была первая мысль построить канал?
Ещё русский царь Алексей Михайлович задумал проложить водный путь от Волги до Балтики. Его мечты пытался осуществить его сын Петр I. В начале 18 века начались землекопные работы по строительству системы каналов. Но об этом поподробнее вы сможете прочитать здесь.
Первый шлюз
Построили первый шлюз на реке Волга около дамбы, чтобы речные суда могли подниматься с низовья Волги. Переправу через бурные воды Волги сделали под этим первым шлюзом туннель, который был предназначен для гужевого транспорта, но служил также для автомобилей и был единственным видом переправы на другой берег Волги до 2020 года.
Поднявшись по первому шлюзу и повернув налево, суда входят в акваторию канала именем Москвы. На левом берегу пляж для отдыхающих. С этого места хорошо просматривается Московское море и огромной величины памятник В.И. Ленину
Препятствие для теплоходов на канале
Всего лишь через 1,5 километра, углубляясь по руслу канала в сторону Москвы, теплоходам преграждают огромные троса по которым двигается паром. На пароме, десятками машин перевозят с одного берега канала на другой, соединяя дороги с Конакова и Дубны.
Первый вопрос. Как преодолевают это препятствие теплоходы?
Выбор ответа.
1). Троса весят так высоко, что теплоходы легко проходят под тросами.
2). Трос отстёгивают с одного берега, и его вытягивают на другой берег. Когда теплоход пройдёт его снова перекидывают через канал на тот берег и продолжают по тросу двигать паром.
3).Но есть и третий ответ на этот вопрос, который вы найдёте, дочитав эту страничку до конца
Свой ответ на этот вопрос вы сможете написать в комментариях.
Второй вопрос. Какой считается правый, а какой левый берег канала?
Город Яхрома стоит на одном берегу канала, а город Дмитров стоит на другом берегу канала. Речка Яхрома несёт свои воды с Клинско-Дмитровской гряды вниз по склону соединяясь с Волгой. Естественно по ходу движения течения реки, можно легко определить, где правый, где левый берег реки.
Но воды канала двигаются в обратном направлении, вверх на Клинско – Дмитровскую гряду, в сторону Москвы. От сюда и следует, походу движения воды в канале, что город Яхрома стоит на правом берегу канала, а город Дмитров расположен на левом берегу.
Третий вопрос. Как река пересекает канал?
На этот вопрос, который и задала, и сама ответила, работник Дмитровского музея.
Совершая туристические маршруты по городу Дмитров мы зашли в музей Дмитрова
Рассматривая экспонат канала от Волги до Москвы реки, который расположен в Дмитровском музее. Мы заинтересовались, и у нас было много вопросов.
*Сколько шлюзов?
*Какая высота подъёма воды?
*Какая длинна канала?
На эти вопросы отвечала нам работник музея. Она рассказала, что в Икше самая высокая точка канала. До Икши шлюзы поднимают воду вместе с речными судами. После Икши шлюзы опускают суда ступеньками в низ к реке Москве. На пути расположены Икшинское водохранилище, затем Клязминское водохранилище. Канал их всех соединяет с Москвой рекой. По Икшинскому шлюзу №6 можно пешком прогуляться на другой берег канала и понаблюдать, как теплоходы поднимаются на высоту до 12 м.
Самый любознательный
Работник музея отметила меня как самого любознательного, задала мне встречный вопрос. Как маленькая речка Яхрома пересекает большой судоходный канал? Я был, конечно, в большом удивлении от заданного вопроса. Но она сама, же ответила на свой, же вопрос.
Её рассказ.
Когда я была ещё молода, мы с ребятами сплавлялись по реке Яхрома на надувных плотах. Когда нам надо было пересечь канал нам приходилось ложиться спиной на матрац и проплывать под огромными плитами канала. Конечно, было страшно: в ограниченном пространстве, темно, быстрое течение реки, а надо мной за этой плитой тысячи тон воды в канале.
Ответ №3
Когда подходит теплоход к паромной переправе, трос ослабляется, и он под своим весом опускается на дно канала. Теплоход проходит. Трос снова натягивается и по нему вновь двигается паром.
Юбилей
Канал имеет несколько дат и каждый год, через 5 лет мы отмечаем юбилей.
Начало строительства 1932 год. Сейчас 90 лет от начала строительства канала. Закончили строительство канала в 1937 году. В этом году тоже отмечаем юбилей 85 лет.
Начинаем экскурсии с Рогачевского моста. Построили его в 1934-1936 году. Буквально за год до окончания строительства канала. Но он был совсем другой. Ему предстояло пережить великую отечественную войну. Потому, что в конце ноября сложилась здесь серьезная опасность. В ночь с 28 на 29 ноября 1941 года фашистские войска вошли в Яхрому, перешли через канал и пошли в наступление. Их, конечно, остановили, но командование решило подстраховаться и взорвать все переправы. В том числе и пострадал этот мост, он обрушился прямо в канал. Все мосты были взорваны. Вода в канале была спущена. Немцы не смогли пройти эту преграду, так как советские войска заняли оборону на Пермиловской высоте и контролировали военные действия врага, на данном участке, отбивая все попытки перейти канал.
Возрождение
Взорванный мост пролежал обрушенный в канал после взрыва, до 1942 года, когда немцы отступили. Часть моста восстановили на временные опоры, вот такой мост пробыл до 1953 года, пока его не заменили на новый. часть конструкции старого моста, который стоял на временных опорах, перенесли, по этой же дороге и установили через речку Яхрома.
Вот уже 70 лет этот мост стоит.
Для чего канал?
Канал начали строить в 1932 году для Москвы, чтобы пополнить Москву реку, так как Москва река мелела. Промышленность, которая нуждалась в воде, терпела сбои в производстве.
Вот и была поставлена задача как пополнить берега Москвы реки водой. Было предложено три варианта. Но выбран был более экономичный. Ну и судьба города Дмитрова была решена. Канал занял часть городской территории. Для этого пришлось убрать все дома все постройки. Даже снесли две церкви; Благовещенскую церковь, и Преображенскую церковь, через территории, которых проложили канал. Дома тоже разбирали и переносили на Горьковский поселок.
В Дмитрове было управление строительством канала.
Первые годы строительства канала были очень тяжёлые. Не было техники, и канал рыли вручную. Для облегчения работы на строительстве канала в Дмитрове построили экскаваторный завод, фрезерный завод. В Дмитров приезжали, чтобы устроится на работу. На канале работали не только заключенные, но и наемные рабочие. Требовалось много специалистов по строительству. Использовался труд самых известных учёных, больших специалистов. Судьба многих была печальна.
Нет обелисков в память строителям канала. Только крест стоит напротив Дмитрова на противоположном берегу канала